Гегемония аккордовой фактуры — особенности

Определенный набор аккордов, известная логика их связи, некоторая предустановленность гармонических последований в этой системе – все это помогает успешно справиться с поставленной задачей. Таким образом, говоря о гармонизации, обычно имеют в виду не любую мелодию, а так называемую классическую, или гомофонную мелодию, мыслимую в типичных для нее условиях. В то же время конкретное применение характерных для мажор минорной системы гармонических оборотов исключительно многообразно, так как музыкальная ситуация гибко меняется в зависимости от изменения любого параметра мелодии (звук высотной линии, ладо функциональных отношений, метроритма, формы).

Поэтому конкретными ориентирами для гармонизации мелодии служат индивидуальные музыкальные координаты той или иной мелодии.

Итак, гармонизовать – это значит, прежде всего, поместить мелодию в типичную для нее «среду обитания».

Такой естественной средой для мелодии являются гомофонные формы, в которых мелодия выступает в неразрывном единстве с гармонией и метроритмом. Формы же реализуются непосредственно через тот или иной тип фактуры.
Простейшей и наиболее типичной формой выражения в классическом стиле музыки является период, поэтому он и послужил основой для гармонизации мелодии в учебной практике (на уровне училища). Соответственно наиболее распространенной фактурой в рассматриваемую эпоху стала гомофонная фактура.
Логично было бы, казалось, именно на этой фактуре базироваться при гармонизации мелодии. В действительности же общепринятой и преобладающей в учебной практике является аккордовая фактура.
Гегемония аккордовой фактуры при обучении гармонии привела к вынужденному использованию для гармонизации малоразвитой в ритмическом и звук высотной отношениях мелодии, что, разумеется, неизбежно сказалось и на качестве усвоения учащимися самой гармонической логики, обнаруживаемой и познаваемой в достаточной степени лишь в типичных условиях ее применения.

    Оставьте свой комментарий