Осмысление мелодии в гармоническом плане

Первый из них наиболее типичен и применяется как яркое динамическое средство на некадепционном участке периода, особенно во втором предложении, где развитие сильнее.

Второй вариант – отсутствие гармонической секвентности при наличии мелодической – связан с воздействием ряда факторов, причем решающую роль здесь играет соответствие или несоответствие гармонической секвенции логике развития на данном участке формы. В таких случаях мелодическая секвенция может быть гармонически подана двояко: а) секвенция на одной гармонии; б) секвенция на разных гармониях. Отсутствие секвенции в гармонии здесь, видимо, связано с тем, что сама логика мелодического движения – с опорными тонами до ля соль до в cdur диктует, прежде всего, необходимость гармонизации типичным полным гармоническим оборотом: t-s-d7-t. Сопровождение же секвенции в мелодии гармоническим секвенцированием потребовало бы во втором ее звене гармонии III ступени (вместо доминант септаккорда), которая в этом контексте прозвучала бы функционально вяло и стилистически неуместно. Не исключено, что своего рода преодоление секвентности в классической музыке связано именно с повышением формообразующей роли гармонии и со стремлением избежать некоторой инерционности и механичности, свойственной секвенции в целом. Все приведенные выше образцы художественной практики подтверждают исходное положение о гибкой взаимозависимости гармонического содержания мелодии и ее параметров (в их единстве и взаимодействии). Чтобы приблизиться теперь к решению основного вопроса гармонизации мелодии, рассмотрим эту проблему в теоретическом аспекте.

Первостепенно важным в данном отношении является правильное осмысление мелодии в гармоническом плане.

Поскольку мелодия есть целостное единство, то логично и оценивать ее с гармонической точки зрения целостно.
Поэтому подчеркиваем, что при всей сложности и неравноценности распределения гармонической нагрузки в мелодии, каждый из составляющих ее звуков должен получить то или иное гармоническое освещение. Тогда вся мелодия может быть оценена как совокупность гармонических элементов разной значимости. Это очень важно в методологическом плане.
Между тем, с нашей точки зрения, существующее в учебной практике деление всех звуков на аккордовые и неаккордовые противоречит такой установке.

    Оставьте свой комментарий